выполнило большой объем работ для проведения испытаний снарядов РС-82 и пусковых устройств на самолете И-16 непосредственно в бою. Была создана особая группа из пяти самолетов И-16, вооруженных четырьмя пулеметами каждый (два синхронных и два крыльевых) и по четыре одноблочных пусковых установки под каждой плоскостью (всего восемь снарядов на самолет).
Пусковые установки и электропроводка к ним, прибор управления огнем были смонтированы на авиационном заводе. Самолеты в разобранном виде по железной дороге к 1 августа 1939 года были доставлены на одну из баз в Забайкалье. Туда же были поданы снаряды РС-82 в укупорке, трубки и взрыватели.
Сборка и облет самолетов, отладка вооружения были закончены 5 августа 1939 года. В то же время расчетным путем были составлены таблицы стрельбы снарядами РС-82 для высот от 1 тыс. до 7 тыс. м и ознакомлен с ними летный состав.
Командиром группы был назначен летчик капитан Николай Иванович Звонарев, до этого назначения бывший командиром истребительного отряда эскадрильи Испытательного полигона авиационного вооружения ВВС. Он имел большой опыт испытаний снарядов РС-82 в полигонных условиях.
Летный состав группы составили летчики старшие лейтенанты Н.Точков и С.Пименов, лейтенанты В.А.Михайленко, В.Федосеев и Ф.Макаров (запасной). Все летчики прошли специальный сбор на Испытательном полигоне АВ ВВС с 15 июня по 15 июля 1939 года, где изучили материальную часть снаряда РС-82 и провели учебные стрельбы.
Переброска группы Звонарева в район боевых действий осуществлена 6 и 7 августа 1939 года. Тогда же на самолете ТБ-3 на фронтовую базу (в 110 км от линии фронта) были перевезены боеприпасы и технический состав, переброшенные оттуда на автомобилях на передовой аэродром.
Организационно группа вошла в состав истребительного полка, которым командовал Герой Советского Союза майор Г.П.Кравченко (удостоен этого звания за бои в Испании) и располагалась на одном из его аэродромов.
Подготовка к боевым действиям была начата 7 августа. На самолеты подвесили боекомплект (всего 40 снарядов).
Ввод группы в бой был намечен на 20 августа — день начала генерального наступления наших войск. В этот день и состоялся первый воздушный бой группы. В нем участвовало свыше ста самолетов и группа вступила в бой, не сохранив своего строя, непроизвольно разделившись на две подгруппы — одна в составе двух самолетов (летчики Звонарев и Федосеев) и вторая — трех самолетов. Эта подгруппа снарядов РС-82 не применяла, но вела огонь из пулеметов.
Подгруппа "2" обнаружила в стороне звено самолетов-истребителей
И-97
, по которым и дала залп из 13 снарядов. По данным КП части этим залпом
было сбито три самолета
И-97, Наша подгруппа "2" подверглась атаке пулеметным огнем и самолет Звонарева получил 9 пробоин, а самолет Федосеева — 14.
В течение второго дня боевых действий — 21 августа — группа имела шесть боевых вылетов, из них три раза принимала участие в воздушном бею. Было сбито 2 бомбардировщика и один истребитель и израсходовано 102 снаряда. В третий день боев — 22 августа — группа совершила пять боевых вылетов, участвовала в одном воздушном бою, сбив один истребитель противника.
Бои приходилось вести как правило на кабрировании и сразу после стрельбы резким маневром уходить в стороны, чтобы не попасть под пулеметный огонь противника.
Группа вызывалась в воздух по телефону с КП части на аэродром эскадрильи. Нацеливание на противника поднявшейся в воздух группы проводилось сигналом, выложенным из полотнищ на КП части и на КП командующего ВВС.
И-97
Всего за период с 8 августа (день первого вылета самолетов с заряженными РС-82) по 15 сентября 1939 года группа совершила 59 боевых вылетов и участвовала в шестнадцати воздушных боях, применяя РС-82, и в шести боях, применяя пулеметный огонь.
Число сбитых самолетов противника выглядит так: истребителей И-97 — 14 шт., бомбардировщиков СВ-96 — 2 шт. и ЛБ-97 — 1 шт.
В воздушных боях израсходовано 413 снарядов, что в среднем составляет 24,3 снаряда на один сбитый самолет. Общий расход снарядов РС-82 составил 464 шт. (51 снаряд израсходованы для учебных целей).
Младшая сестра
Катюши –
установка БМ-8-24 на шасси танка Т-60,
использовавшая снаряды РС-82
Со стороны снаряда РС-82 не было случаев отказа или аномальных
явлений. Применение реактивных снарядов РС-82 в воздушном бою против
истребителей и бомбардировщиков целиком себя оправдало. По сравнению с другими
средствами, снаряды оказались наиболее мощным видом авиационного вооружения,
безопасными в обращении, безотказными в бою. После событий на
Халхин-Голе
реактивные снаряды 82-мм калибра нашли широкое применение для вооружения
самолетов-штурмовиков и бомбардировщиков
СБ.
РС-82 также применялись в качестве оборонительного оружия на
бомбардировщиках: они разворачивалось для стрельбы назад, при этом трубки
взрывателей могли устанавливаться на различную дистанцию. Разрывы ракет
препятствовали атакам истребителей из задней полусферы, а если летчиком была
точно определена дистанция до самолёта, то противник мог быть сбит.
РС-82 принимали самое активное участие в войне с белофиннами в 1939-1940 гг., а
особенно в Великой Отечественной войне, где они применялись не только с
самолётов, но и с наземных установок.
В 1942 году послужила прототипом для создания аналогичной системы 8 cm Raketen-Vielfachwerfer, созданной чехами для германской армии.