В XIV в. начинается новый подъем русской
культуры. Идет активное каменное строительство в Москве (белокаменный кремль),
Новгороде (церкви Фёдора Стратнпата, Петра и Павла на Славне). Создается
Лаврентьевская летопись. В живописи прославились Феофан Грек и Андрей Рублёв,
автор знаменитой иконы «Троица».
В XV в. с участием итальянских мастеров (Фиорованти, Антон Фрязин и др.)
возводятся Успенский собор, Грановитая палата, новый кремль в Москве. Создаются
литературные шедевры — «Задонщина» Софония Рязанского, «Сказание о Мамаевом
побоище», «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
Активна общественная мысль. Новгородская ересь («жидовствующие») отрицала иконы
и церковную организацию. Им одно время тайно благоволил Иван III, мечтавший о
захвате церковных земель. В 1503 г. еретиков сожгли. «Нестяжатели» во главе с
Нилом Сорским выступали против обладания Церковью имуществом и за
невмешательство в светские дела. Иосифляне во главе с Иосифом Волоцким
настаивали на обратном и ставили Церковь выше великого князя. Монах Филофей
выдвинул идею «Москва — третий Рим», считая Москву наследницей православных
традиций Византии. Иван Пересветов призывал Ивана IV ограничить влияние бояр,
усилить царскую власть и укрепить положение дворян. Андрей Курбский, бежав в
Литву, обличал тиранию Ивана IV, отстаивая права знати, а Иван Грозный в
переписке с ним доказывал право царя как помазанника Божия на любой произвол.
В XVI в. в зодчестве возникает шатровый стиль, образцами которого стали
Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве и церковь Вознесения в
Коломенском. В конце XVI в. Фёдор Конь возводит Китай-город и Белый город в
Москве и крепость города Смоленска.
В 1550-х гг. начинается книгопечатание. Первая датированная печатная книга —
«Апостол» Ивана Фёдорова. Шедевром ремесла стала «Царь-пушка» Андрея Чохова.