30 декабря 1916 года в
Петербурге был зверски убит выходец из крестьян, друг
семьи последнего российского императора Николая II
Григорий Распутин.
В середине 19 века крестьянин из села Покровского Тобольской губернии Ефим Яковлевич Распутин возрастом в двадцать лет женился на двадцатидвухлетней девице Анне. Жена неоднократно рожала дочерей, но они умирали. Умер и первый мальчик Андрей. Из переписи населения села за 1897 год известно, что десятого января 1869 года (день Григория Нисского по юлианскому календарю) у нее родился второй сын, названный в честь календарного святого. Однако метрических книг сельской церкви не сохранилось, а в дальнейшем Распутин всегда называл разные даты своего рождения, скрывая реальный возраст, поэтому точный день и год появления на свет Распутина до сих пор неизвестны.
Отец Распутина поначалу много пил, но затем взялся за ум и обзавелся хозяйством. Зимой он подрабатывал ямщиком, летом же пахал землю, рыбачил и разгружал баржи. Юный Григорий был тщедушным и мечтательным, однако продлилось это недолго
– едва возмужав, он начал драться со сверстниками и родителями, гулять (однажды умудрился пропить на ярмарке телегу с сеном и лошадьми, после чего шел домой восемьдесят верст пешком). Односельчане вспоминали, что уже в юности он обладал мощным сексуальным магнетизмом. Гришку не раз заставали с девками и били.
Вскоре Распутин начал воровать, за что едва не был выслан в Восточную Сибирь. Однажды его избили за очередную кражу
– да так сильно, что Гришка, по словам сельчан, сделался «странным и тупым». Сам же Распутин утверждал, что после удара колом в грудь он находился на пороге смерти и испытал «радость страдания».
Травма не прошла бесследно – Распутин бросил пить, курить, женился на Прасковье Дубровиной из соседнего села (выбрав, как и отец, девицу старше
себя), завел детей и начал ходить по святым местам.
Родные смеялись над ним. Он не ел мяса и сладостей, слышал разные голоса, проходил пешком из Сибири до Петербурга и обратно, питался подаянием. Весной у него случались обострения
– он не спал многие дни подряд, пел песни, грозил кулаками Сатане и бегал по морозу в одной рубахе.
Его пророчества заключались в призывах к покаянию, «пока не пришла беда». Иногда по чистому совпадению беды случалась прямо на следующий день (горели избы, болел скот, умирали люди)
– и крестьяне начали верить, что блаженный мужик обладает даром предвидения. У него появились последователи.
В возрасте 33 лет Григорий начинает штурмовать Петербург. Заручившись рекомендациями провинциальных священников, он селится у ректора Духовной академии епископа Сергия
– будущего сталинского патриарха. Тот, впечатленный экзотическим персонажем, представляет «старца» (долгие годы пеших скитаний придали молодому Распутину вид старика) сильным мира сего. Так начался путь «божьего человека» к славе.
Первым громким пророчеством Распутина было предсказание гибели наших кораблей при Цусиме. Возможно, он взял это из газетных новостей, сообщавших, что эскадра старых кораблей вышла навстречу современному японскому флоту без соблюдения мер секретности.
Первая встреча Распутина с царем и царицей произошла 1 ноября 1905 года во дворце за чаем. Он отговорил безвольных монархов от побега в Англию (говорят, те уже собирали вещи), что, скорее всего, спасло бы их от смерти и направило бы историю России в другое русло. В следующий раз он подарил Романовым чудотворную икону (найденную у них после расстрела), потом якобы
исцелил царевича Алексея, больного гемофилией, облегчил боли дочери Столыпина, раненой террористами. Лохматый мужик навсегда завладел сердцами и умами августейшей четы.
Император лично устраивает Григорию смену неблагозвучной фамилии на «Новых» (которая, впрочем, не прижилась). Вскоре Распутин-Новых приобретает еще один рычаг влияния при дворе
– боготворившую «старца» юную фрейлину Анну Вырубову (близкую подругу царицы). Он становится духовником Романовых и приезжает к царю в любое время без записи на аудиенцию.
При дворе Григорий был всегда «в образе», но вне политической сцены полностью преображался. Купив себе в Покровском новый дом, он возил туда знатных питерских поклонниц. Там «старец» надевал дорогие одежды, становился самодоволен, сплетничал о царе и вельможах. Каждый день он демонстрировал царице (которую называл «мамой») чудеса: предсказывал погоду или точное время возвращения царя домой.
Именно тогда Распутин сделал свое самое знаменитое предсказание: «Пока я жив, будет жить и династия».
Растущая власть Распутина не устраивала двор. Против него возбуждались дела, но всякий раз «старец» очень удачно покидал столицу, отправляясь то домой в Покровское, то в паломничество в Святую землю. В 1911 году против Распутина выступил Синод. Епископ Гермоген (десять лет назад отчисливший из духовной семинарии некоего Иосифа Джугашвили) пытался изгнать дьявола из Григория и публично бил его крестом по голове. За Распутиным было установлено полицейское наблюдение, не прекращавшееся до самой его смерти.
Читать и писать Распутин научился лишь в Петербурге. После себя оставил лишь короткие записки, исполненные страшными каракулями. Денег Распутин не копил, то голодая, то швыряясь ими направо и налево. Он всерьез влиял на внешнюю политику страны, дважды уговорив Николая не начинать войну на Балканах (внушая царю, что немцы – опасная сила, а «братушки», т. е. славяне, – свиньи).
Когда Первая мировая война все же началась, Распутин выразил желание прибыть на фронт для благословения солдат. Командующий войсками великий князь Николай Николаевич пообещал повесить его на ближайшем дереве. В ответ Распутин разродился очередным пророчеством о том, что Россия не выиграет войну до тех пор, пока во главе армии не встанет самодержец (имевший военное образование, но показавший себя бездарным стратегом). Царь, конечно же, возглавил армию. С известными для истории последствиями.
Политики активно критиковали царицу – «немецкую шпионку», не забывая и о Распутине. Именно тогда был создан образ «серого кардинала», решающего все государственные вопросы, хотя на самом деле власть Распутина была далека от абсолютной. Немецкие цеппелины разбрасывали над окопами листовки, где кайзер опирался на народ, а Николай II
– на половой орган – на половой орган Распутина. Священники тоже не отставали. Было объявлено, что убийство Гришки – благо, за которое «сорок грехов снимется».
29 июля 1914 года душевнобольная Хиония Гусева ударила Распутина ножом в живот, прокричав при этом: «Я убила Антихриста!». Рана бсчиталась смертельной, но Распутин выкарабкался. По некоторым данным подстрекателем к покушению был популярный среди верующих иермонах Илиодор, который настолько вдохновился любовью своей паствы, что возомнил себя русским папой и впоследствии, после революции, будучи уже расстриженнным, претендовал на пратрарший престол и пытался в своих притязаиях заручиться поддержкой Ленина. Для Илиодора, превоначальо благоволившего Распутину, послединй был несомненным конкурентом в борьбе за общественное признание, поскольку в 1914 находился на пике популярности.
Смерть Распутина
Британский агент в Петрограде Освальд Рэйнер (Oswald Theodore Rayner)
В 1916 году, когда Лондон пребывал в панике, опасаясь выхода России из войны за британские интересы, в недрах британской Secret Intelligence Service родился замысел убийства Распутина, который призывал к сепаратному миру с Германией и, обладая большим влиянием на царскую семью, мог подтолкнуть Императора к выходу из Антанты. Британский анент в петрограде Освальд Рейнер получил задание уничтожиь «Святогого Старца».
В ночь на 17 (30) декабря 1916 года князь Феликс Юсупов, великий князь Дмитрий Павлович, офицер британской разведки МИ-6 Освальд Рейнер и депутат Госдумы Владимир Митрофанович Пуришкевич пригласили Распутина в Юсуповский дворец. Там ему предложили пирожные и вино, щедро сдобренные цианидом. На Распутина это не подействовало.
Тогда в ход пошел «план Б»: Юсупов выстрелил Распутину из револьвера в спину. Пока заговорщики готовились избавиться от тела, он внезапно ожил, сорвал с плеча Юсупова погон и побежал на улицу. Пуришкевич не растерялся – тремя выстрелами окончательно свалил «старца», после чего тот лишь лязгал зубами и хрипел.
Для верности британский агент Рэйнер выстрелил ему в лоб из револьвера Webley
.455 Webley. Затем Распутина обвязали шторой и бросили в прорубь Невы. Вода, погубившая старшего брата и сестру Распутина, забрала и жизнь рокового мужика – но не сразу. Исследование тела, выловленного три дня спустя, показало наличие воды в легких (протокол вскрытия не сохранился). Это говорило о том, что Гришка был жив и попросту захлебнулся.
Царица была в ярости, но по настоянию Николая II убийцы избежали наказания. Народ славил их как избавителей от «темных сил». Распутина называли по-всякому: демоном, немецким шпионом или любовником императрицы, но Романовы были верны ему до конца: самую одиозную фигуру России похоронили в Царском Селе.
Через два месяца грянула февральская революция. Предсказание Распутина о падении монархии сбылось.