В
тот день, 14 марта по старому стилю, толпы
народа заполнили Сусанинскую площадь, в центре которой высился закрытый покрывалом памятник, окружённый с трёх сторон шеренгами солдат. На площади было до 30 тысяч человек: балконы, окна, крыши окружающих её зданий – всё было усеяно людьми. Торжество началось с Божественной литургии в кафедральном Богоявленском соборе, которую в присутствии первых лиц – губернатора И. В. Каменского, губернского предводителя дворянства Ф.Ф. Чагина и ярославского губернского предводителя А.А. Волкова отслужил епископ Костромской и Галичский Леонид (Зарецкий). По окончании
литургии соборный протоиерей Е.П. Вознесенский выступил со словом, в котором, в частности, сказал: "238 лет минуло, как
пролилась кровь Сусанина, первомученика за жизнь первого царя из рода Романовых. Но столетия не имеют никакого влияния на судьбы
народа, среди коего Православие торжествует в лице Феодоровской Божией Матери, Самодержавие под благословенным царственным древом Романовых
укрывает и утешает наслаждением мира и благоденствия, народность верно хранит в памяти бессмертный Подвиг Ивана Сусанина.
По прибытии крестного хода на площадь настал торжественный
момент, которого ждали столько лет: по знаку, поданному
губернатором И.В. Каменским, с монумента – под крики "ура!" –
упал покров. Пред взорами собравшихся в тот день на Сусанинской
площади возник памятник, представляющий покоящуюся на постаменте
высокую гранитную колонну, увенчанную бронзовым бюстом юного
царя Михаила Федоровича в шапке Мономаха и бармах, на груди
которого ярко выделялся позолоченный крест. В верхней части
колонны (под царским бюстом) находился государственный герб –
раскинувший крылья двуглавый орёл, в средней части её был
укреплён герб Костромской губернии. У основания колонны высилась
коленопреклонённая фигура молящегося Богу Сусанина, слева от
которого лежали в виде свитков две жалованные грамоты его
потомству.
Иван
Сусанин был крестьянином Костромского уезда с. Домнина,
принадлежавшего Романовым, но вошел в русскую историю как
спаситель жизни царя Михаила Федоровича. Вплоть до 1870-х годов
единственным документальным источником о его жизни и подвиге
была жалованная грамота царя Михаила Федоровича, которую он
даровал в 1619 году, "по совету и прошению матери", крестьянину
Костромского уезда, с. Домнина, Богдашке Сабинину половину
деревни Деревище за то, что его тесть Иван Сусанин, которого "изыскали
польские и литовские люди и пытали великими немирными пытками, а
пытали, где в те поры великий государь, царь и великий князь
Михаил Федорович..., ведая про нас.. терпя немерные пытки... про
нас не сказал... и за то польскими и литовскими людьми был
замучен до смерти". Последующие жалованные и подтвердительные
грамоты 1641, 1691 и 1837 годов, данные потомкам Сусанина,
только повторяют слова грамоты 1619 года. В летописях, хрониках
и других письменных источниках XVII века почти ничего не
говорилось о Сусанине, но предания о нем существовали и
передавались из рода в род.
До начала XIX века никто не думал видеть в Иване
Сусанине спасителя царской особы. Таким впервые его представил
печатно Щекатов в своем "Географическом Словаре". Впоследствии
Сергей Глинка, в своей "Истории" прямо возвел Сусанина в идеал
народной доблести. Рассказ Глинки буквально повторил
Батыш-Каменский в "Словаре достопамятных людей Русской земли".
Вскоре личность и подвиг Сусанина стали любимым предметом и для
поэтов, написавших о нем целый ряд стихотворений, дум, драм,
повестей, рассказов и для музыкантов (наиболее известны "Иван
Сусанин" - дума Рылеева, "Kocтромские леса" - драма Н. Полевого,
"Иван Сусанин" - опера Кавоса, "Жизнь за Царя" - опера М. И.
Глинки).
С конца 1870-х и особенно 1880-х годов, с
открытием исторических обществ и губернских архивных комиссий,
стали обнаруживаться новые документы о подвиге Сусанина,
открылись почти современные ему "Записки" и многочисленные
рукописные "предания" XVII и XVIII веков, в которых очевидно
преклонение писавших перед его подвигом (иные прямо называли его
мучеником). В 1882 году Самарянову, собравшему немало не
изданных до него источников, удалось доказать, что поляки и
литовцы целым отрядом подходили к с. Домнину, с целью убить
новоизбранного царя
Михаила
Федоровича, и что Михаил Федорович "скрылся от ляхов" в
Ипатьевском монастыре по совету Сусанина из с. Домнина, после
появления польско-литовского отряда. Положения Самарянова
подтверждаются и позднейшими находками документов, относящихся к
Ивану Сусанину и хранящихся в костромской архивной комиссии, в
археологическом институте.
Сущность преданий о подвиге Сусанина сводится к
следующему. Вскоре после избрания на престол, когда Михаил
Федорович жил со своею матерью в с. Домнине, родовой своей
вотчине, пришли в Костромскую область польские и литовские люди
с целью убить нового соперника польского королевича Владислава.
Недалеко от с. Домнина им попался Иван Сусанин, который взялся
быть их проводником, но завел в противоположную сторону, в
дремучие леса, послав перед уходом своего зятя Богдана Сабинина
к Михаилу Федоровичу с советом укрыться в Ипатьевском монастыре.
Утром он раскрыл полякам свой обман, и несмотря на жестокие
пытки, не выдал места убежища царя и был изрублен поляками "в
мелкие куски".