Ввод
советских войск в Афганистан
25 декабря 1979 года начался
ввод советских войск в ДРА
Отношения между Советским Союзом
и Афганистаном были неизменно дружественными и при короле Захир-шахе...
...и при президенте Дауде...
...и при Тараки...
...и, конечно же, при Бабраке Кармале.
Флаг демократической республики Афганистан при Тараки и Амине.
Резиденция Амина дворец «Тадж-Бек».
Ввод происходил мирно и организованно.
Советских воинов в Афганистане встречали отнюдь не враждебно.
|
28 апреля 1979 года в Афганистане произошла Апрельская революция, свергнувшая режим президента Мухамммеда Дауда. Сам Дауд вместе с 18 его родственниками был убит и похоронен в безымянной могиле. Главой государства стал писатель Нур Мохаммад Тараки, а его заместителями Бабрак Кармаль и Хафизулла Амин.
Встав у власти, администарация Тараки приступила к проведению радикальных экономических и социальных реформ. Специальным декретом правительства в октябре 1978 года женщинам были предоставлены равные права с мужчинами. Был запрещён древний обычай выкупа за невесту. Было запрещено ростовщичество. Наделялись землёй безземельные крестьяне. Началась борьба с безграмотностью.
4-7 декабря 1978 года состоялся официальный дружественный визит Тараки в Советский Союз, где он и Л. И. Брежнев подписали сроком на 20 лет советско-афганский договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве.
Однако революция на этом не закончилась, и внутри триумвирата началась борьба за власть. Уже летом 1978 года Бабрак Кармаль был сослан послом в Чехословакию.
19 августа того же года по обвинению в подготовке военного переворота был арестован министр обороны Абдул Кадыр. В участии в заговоре был обвинён и находящийся в ЧССР Кармаль. Ему приказали вернуться в Кабул, но тот, узнав по пути об аресте Кадыра, предпочёл остаться в Москве.
Наконец, 16 сентября был свергнут и вскоре задушен сам Тараки. Единоличным лидером Афганистана стал Амин.
Переворот не произвёл на
советское руководство никакого впечатления, и
Брежнев даже направил Амину приветственную
телеграмму. Амин же заверил советское
руководство в нерушимости советско-афганской
дружбы. Более того, когда против Амина
восстали сторонники убитого Тараки, на помощь
Амину из СССР был направлен так называемый
мусульманский батальон.
Этот батальон состоял в основном
из этнических уйгуров. Создан он был в
преддверии ожидавшейся тогда советско-китайской
войны и первоначально предназначался для
диверсионных действий на территории населённого
уйгурами китайского Синьцзяня. Командовал же
батальоном узбек майор Халбаев.
Бойцов этого батальона одели в
афганскую форму и включили в состав охраны
президентского дворца «Тадж-Бек».
Однако вскоре выяснилось, что Амин в своей
внешней политике собирается ориентироваться на
США, а по линии КГБ поступила информация, что
Амин был завербован ЦРУ ещё во время своего
пребывания в США в 60-х годах.
Дело в том, что после исламской революции в
Иране американцы утратили важнейшую базу для
подрывной и шпионской деятельности против СССР.
И вот теперь такую базу был готов
предоставить Амин.
Такого развития событий Советский Союз допустить
не мог. Амина было решено ликвидировать. На его
место решили посадить того самого Бабрака
Кармаля.
14 декабря по просьбе Амина в Баграм был направлен батальон 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка.
Вместе с батальоном в Афганистан прибыл Бабрак
Кармаль.
К вечеру 23 декабря 1979 года было доложено о готовности войск к вводу в Афганистан. 24 декабря Д. Ф. Устинов подписал директиву № 312/12/001, в которой говорилось:
«Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, дислоцированных в южных районах нашей страны, на территорию ДРА в целях оказания помощи дружественному афганскому народу, а также создание благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств».
Предполагалось, что советские войска станут гарнизонами и возьмут под охрану важные промышленные и другие объекты, высвободив тем самым части афганской армии для активных действий против отрядов оппозиции, а также против возможного внешнего вмешательства. Границу с Афганистаном было приказано перейти в 15:00 московского времени (17:00 кабульского) 27 декабря 1979 года.
Однако ещё утром 25 декабря по наведенному понтонному мосту через пограничную реку Амударья переправился 4-й батальон 56-й гвардейской десантно-штурмовой бригады, которому поставили задачу захватить высокогорный перевал Саланг на дороге Термез–Кабул, чтобы обеспечить беспрепятственный проход советских войск.
В 19:10 группа советских диверсантов на автомашине приблизилась к люку центрального распределительного узла подземных коммуникаций связи, проехала над ним и «заглохла». Пока часовой-афганец приближался к ним, в люк была опущена мина и через пять минут прогремел взрыв, оставивший Кабул без телефонной связи.
Кабул в 1979 году.
В 19:30 по местному времени начался штурм резиденции Амина.
За пятнадцать минут до начала штурма одна из групп мусульманского батальона, проезжая через расположение третьего афганского батальона охраны, они увидели, что в батальоне объявлена тревога
– в центре плаца стояли командир и его заместители, а личный состав получал оружие и боеприпасы. Автомобиль с разведчиками мусульманского батальона остановился возле афганских офицеров, и они были захвачены, но афганские солдаты открыли огонь вслед удаляющейся машине. Разведчики мусульманского батальона залегли и открыли огонь по атакующим солдатам охраны. Афганцы потеряли убитыми более двухсот человек. Снайперы тем временем сняли часовых у вкопанных у дворца в землю танков.
Бой во дворце продолжался 43 минуты. Группы «Зенит» и «Гром» потеряли убитыми четырех, мусульманский батальон и десантники
– четырнадцать человек. Кстати, большая часть из них погибла по недоразумению: пришедшая на подмогу 103-я дивизия, не разобравшись в ситуации, открыла огонь по своим. Все завершилось, когда по рации генералу Дроздову доложили: «Главному
– конец».
Во многих
городах мира старое удачно сочетается с новым, а
в Кабуле старое удачно сочеталось с древним.
Афганская армия времён
Захир-шаха
Затем две самоходные зенитные установки ЗСУ-23-4 «Шилка» мусульманского батальона открыли огонь по дворцу, а ещё две
– по расположению афганского танкового батальона охраны для того, чтобы не допустить его личный состав к танкам. Расчеты АГС-17 мусульманского батальона открыли огонь по расположению второго батальона охраны, не позволяя личному составу покинуть казармы.
На четырёх БТР спецназовцы КГБ двинулись ко дворцу. Одна машина была подбита охраной Амина. Подразделения «мусульманского» батальона обеспечивали внешнее кольцо прикрытия. Ворвавшись во дворец, штурмующие «зачищали» этаж за этажом, используя в помещениях гранаты и ведя огонь из автоматов.
Хотя значительная часть солдат бригады охраны сдалась (всего было пленено около 1700 человек), часть подразделений бригады продолжала оказывать сопротивление. В частности, с остатками третьего батальона бригады «мусульманский» батальон сражался еще сутки, после чего афганцы ушли в горы.
Одновременно со штурмом дворца Тадж-Бек группами спецназа КГБ при поддержке десантников 345 парашютно-десантного полка, а также 317-го и 350-го полков 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии были захвачены генеральный штаб афганской армии, узел связи, здания ХАД и МВД, радио и телевидение. Афганские части, дислоцированные в Кабуле были блокированы (в некоторых местах пришлось подавлять вооруженное сопротивление).
В ночь с 27 на 28 декабря в Кабул из Баграма под охраной сотрудников КГБ и
десантников прибыл новый афганский лидер Бабрак Кармаль.
Освобождение
политзаключенных, репрессированных при Амине.
|
|