14 марта 2004 года, в день выборов Президента Российской
Федерации, произошел пожар в здании Манежа.
Пожару была присвоена высшая категория сложности. В ходе тушения пожара
погибло двое пожарных. Кроме того, пожар уничтожил большую часть
произведений 92 российских театральных художников, собранных в Манеже в
рамках выставки «Итоги сезона».
После пожара Москомархитектура сообщила, что
разработала проект восстановления Манежа с двумя подземными уровнями и
автостоянкой. В рамках восстановления здание Манежа было полностью
перестроено по проекту архитектора П. Ю. Андреева.
Интересно, что своему первоначальному появлению Манеж также обязан
пожару - московскому пожару 1812 года в дни наполеоновского нашествия.
Город, полыхавший целую неделю, был серьёзно опустошён. После победы
Комиссия для строения города Москвы начала превращать выгоревшую
беспорядочную средневековую застройку в единый классицистический
архитектурный ансамбль. В число возведенных зданий вошёл и Манеж,
построенный на пространстве, до войны загромождённом купеческими
лавками. На обугленном пустыре по высочайшему повелению Александра I был
построен Манеж, называемый тогда «Экзерциргаузом» (домом для
упражнений), рассчитанный на пехотный полк. Это здание, расположенное
рядом с выходом из Кремля через Троицкую и Кутафью башни, поблизости от
расположений полков, предназначалось для военной муштры.
Позднее Манеж неоднократно перестраивался: в 1818, 1824 и 1838 годах.
После 1917 года
Манеж стал служить гаражом для правительственных
автомашин, что существенно ухудшило его состояние.
После смерти Сталина здание Манежа возвращают городу, и в 1957 году он
становится Центральным выставочным залом столицы. Работы по реставрации
здания ведутся знаменитым реставратором Д.Кульчинским. Производятся
взрывы эстакад для автомобилей, очистка стен от масляной типографской
краски, которой покрасили Манеж в войну для маскировки, восстановление
по уцелевшему образцу рельефов с двуглавым орлом и Георгием
Победоносцем, сбитых революционно настроенными товарищами. В
восстановлении Манежа участвовали метростроевцы во главе с Василием
Полежаевым.
Полностью же восстановленный после пожара 2004 года, Манеж приобрел
эскалаторы, лифты и стеклянные ограждения. Также был «открыт» потолок
здания и знаменитые «фермы Бетанкура», воссозданные заново. Слуховые
окна на кровле вышли более акцентированными и заметными. Всё это, по
мнению ряда архитекторов и искусствоведов, исказило его первоначальный
вид и привело к возведению в центре столицы очередного «новодела». Но
сложившейся ситуации это никак не изменило — ещё до начала перестройки
находившийся в то время на посту Мэра Столицы Юрий Лужков подал в суд на
искусствоведа Алексея Комеча и телеканал «Россия» за критику проекта
реконструкции Манежа. Суд удовлетворил иск в отношении телекомпании,
однако в отношении Комеча Лужков суд проиграл. В то же время проведённая
реконструкция позволила значительно увеличить выставочные площади Манежа
и количество парковочных мест вблизи Кремля. План реконструкции Манежа
был готов задолго до пожара и изначально оценивался в 25 млн. евро.