14 января 1919 года в России
впервые стали отмечать
Старый Новый год.
В
языческие времена Новый год отмечался на Руси 22 марта –
в день весеннего равноденствия, и связано это было с
земледельческим циклом. С принятием христианства на Руси
византийский календарь начал понемногу вытеснять старый,
и теперь уже Новый год начинался 1 сентября. Долгое
время еще сохранялся разнобой, и в некоторых местах
Новый год продолжали отмечать весной. Только в конце 15
века на Руси официально определили начало Нового года –
1 сентября. На 1 января Новый год был перенесен лишь в
1699 году по указу Петра I.
24 января 1918 года по решению Совета Народных
Комиссаров был утвержден «Декрет о введении в Российской
республике западно-европейского календаря», который 1
февраля 1918 года вступил в законную силу. Таким
образом, летоисчисление сместилось на 14 дней.
Европейские страны давно жили по григорианскому
календарю, названному так в честь Папой Римского
Григория XIII, а Россия – по юлианскому (от имени Юлия
Цезаря).
Так 1 января по новому стилю стало 14-м числом по
новому. Обычай же встречать Старый Новый Год в ночь с 13
на 14 января в России связан с тем, что Русская
православная церковь продолжает встречать и Новый год, и
Рождество Христово по юлианскому календарю, разнящемуся
с общепринятым григорианским. Так что, у россиян есть
полное право отметить любимый всеми праздник еще разок!
Интересно, что день накануне Нового года, который в
старину носил название Васильева дня,
имел
на Руси решающее значение для всего года. На Васильев
день отмечали праздник земледелия, который связывали с
будущим урожаем, и совершали обряд обсевания – отсюда
название праздника «овсень» или «авсень». Этот обряд
отличался в разных регионах страны: например, в Туле
дети рассыпали по дому яровую пшеницу, при этом
произнося молитву о богатом урожае, а хозяйка потом
собирала её и хранила до времени сева. Украинские обряды
отличались весельем, плясками и песнями. И ещё был
своеобразный обряд – варение каши. В новогоднюю ночь, в
2 часа, старшая из женщин приносила крупу из амбара, а
старший мужчина приносил воду из колодца или реки.
Трогать крупу и воду до тех пор, пока печь не истопится,
было нельзя – они просто стояли на столе. Затем все
садились за стол, и старшая из женщин начинала
размешивать кашу в горшке, произнося при этом
определённые ритуальные слова – крупа обычно была
гречневая. Потом все вставали из-за стола, а кашу
хозяйка ставила в печь – с поклоном. Готовую кашу
доставали из печи и внимательно рассматривали. Если
горшок был просто полным, а каша – наваристой и
рассыпчатой, то можно было ждать счастливого года и
богатого урожая – такую кашу наутро съедали. Если каша
вылезала из горшка, либо горшок трескался – это не
сулило хозяевам дома ничего хорошего, и тогда
ожидали
беды, а кашу выбрасывали.
Особенного внимания заслуживали также девичьи гадания.
Что только не делали представители слабой половины, лишь
бы узнать, что же готовит им капризная судьба.
Интересен и обряд хождения по
домам, чтобы угощаться блюдами
из свинины. В ночь на Василия
гостей непременно надо было
накормить пирогами со свининой,
варёными или запечёнными свиными
ногами и вообще любыми блюдами,
в которые входит свинина. На
стол также обязательно ставили
свиную голову. Дело в том, что
Василия считали «свинятником» –
покровителем свиноводов и
продуктов из свинины, и верили,
что если в эту ночь на столе
будет много свинины, то эти
животные будут плодиться в
хозяйстве в изобилии, и
приносить хозяевам хорошую
прибыль. Вот эта примета гораздо
позитивнее обряда с кашей,
особенно для рачительных и
трудолюбивых хозяев. Удивительно
звучная и складная поговорка:
«Свинку да боровка для Васильева
вечерка» тоже способствовала
настрою хозяев на экономическое
процветание и изобилие. А вот
традиция лепить на Старый Новый
год вареники с сюрпризами
появилась не так давно – никто
точно не помнит, где и когда,
однако её с удовольствием
соблюдают во многих областях
России. В некоторых городах их
лепят почти в каждом доме – с
семьёй и друзьями, а потом
устраивают весёлое застолье и
едят эти вареники, с нетерпением
ожидая, кому и какой попадётся
сюрприз.