Обеспечение населения продовольствием до самой первой
мировой войны было делом частной инициативы, и
государство в него практически не вмешивалось. Если до
отмены крепостного права помещикам вменялось в
обязанность продовольствовать своих крестьян в голодные
годы, то в 1861 году эта обязанность была с них снята и
переложена на сельских старост. Городские же обыватели
должны были заботиться о своём пропитании
самостоятельно.
С началом первой мировой войны объём продовольствия, необходимый для обеспечения населения, быстро рос, в то время, как
сельскохозяйственное производство из-за отвлечения в
армию рабочих рук повсеместно снижалось. Соответственно, в условиях свободного рынка, росли и цены на продовольствие — по сравнению с 1913 года цена в 1915 году выросла в 1,8-2 раза, а к 1916 году стоимость в нечерноземной полосе возросла уже в 3 раза. В 1917 году цены выросли в 16-18 раз.
Если в начале войны нужно было кормить все увеличивающуюся в размерах армию — 6,5 млн человек (на конец 1914), 11,7 млн человек (1915), 14,4 (1916) и 15,1 миллионов в 1917, то с 1915 года государству пришлось взять на себя обеспечение и гражданского населения ряда городов и, частично, губерний.
Всё это вынудило тогдашнее правительство озаботиться
обеспечением населения продовольствием. В связи с
усилением продовольственного кризиса, правительство
вынуждено предпринять реформу продовольственной
организации.
Её председателю
Положением от 27 ноября 1915. было дано право устанавливать предельные цены на продукты.
Введение твердых закупочных цен было вызвано спекулятивным предложением на рынке при значительном росте объёмов плановых закупок. К 6 апреля 1916 года была создана региональная сеть губернских, областных, городских и районных совещаний. Возглавлявшие их уполномоченные также имели право реквизиции и запрета вывоза продовольствия. С октября 1915 по февраль 1916 было зарегистрировано около 60 случаев реквизиции, примененные в связи отказом сдачи продуктов по твердым ценам. По мере разрастания продовольственного кризиса, с весны 1916 в городах начинает вводится карточная система — уже на 13 июля она действовала в восьми губерниях.
29 ноября 1916 года управляющий министерства земледелия
Александр Риттих подписал постановление «О разверстке
зерновых хлебов и фуража, приобретаемых для
потребностей, связанных с обороной», которое было
опубликовано 2 декабря 1916 года. В соответствии с этим
постановлением на базе тыловых и запасных воинских
подразделений должны были создаваться специальные
продбатальоны, которые должны были шерстить сельских
мужиков на предмет наличия продовольственных излишков.
Вскоре
после Февральской революции 25 марта 1917 Временное правительство ввело хлебную монополию, предполагавшую передачу всего объёма произведённого хлеба за вычетом установленных норм потребления на личные и хозяйственные нужды, а 20 августа 1917 года вышел циркуляр
о вооруженном изъятии
хлеба у крупных владельцев и всех производителей из ближайших к железнодорожным
станциям селений. Однако этот циркуляр применялся нерешительно, и до Октябрьской
Революции 1917 Временным Правительством было собрано 280
лишь млн пудов из 650 млн запланированных.
Как бы странно это ни прозвучало, но с приходом к власти
болшевиков, продовольственая политика сильно смягчилась. Наркомпрод искал более гибкие методы его изъятия, которые бы меньше озлобляли крестьян и могли дать максимальный результат. В качестве эксперимента в ряде губерний стала применяться система соглашений, договоров продовольственных органов с крестьянами через Советы и комбеды о добровольной сдаче ими хлеба с оплатой части его товарами. Впервые эксперимент был опробован летом в Вятской губернии
чрезвычайным продовольственным комиссаром Александром. Шлихтером. В сентябре он применил его в Ефремовском уезде Тульской губернии, добившись значительного в тех условиях результата. Ранее, в Ефремовском уезде, продовольственные работники не могли накормить своих рабочих и бедноту даже при помощи чрезвычайных комиссаров и военной силы.
Опыт работы Шлихтера показал, что с крестьянами можно достичь соглашения при условии внимательного отношения к их нуждам, понимания их психологии, уважения к их труду. Доверие к крестьянам, совместное обсуждение с ними трудного вопроса определения излишков, твёрдое проведение своей линии без угроз и произвола, выполнение данных обещаний, посильная помощь им — всё это встречало понимание у крестьян, приближало их к участию в решении общенародного дела. Разъяснение, помощь, деловой контроль наиболее ценились крестьянами.
Договорно-развёрсточный метод давал гарантированный сбор хлеба. Он частично практиковался и в других губерниях — Пензенской, Калужской, Псковской, Симбирской. Однако в Казанской губернии применение договоров с крестьянами дало лишь 18 % сбора излишков. Здесь в организации развёрстки было допущено серьёзное нарушение классового принципа — обложение велось уравнительно.
Низкие поступления хлеба даже с началом уборки урожая привели к голоду в промышленных центрах. Для ослабления голода среди рабочих Москвы и Петрограда правительство пошло на временное нарушение хлебной монополии, разрешив им по удостоверениям предприятий закупку по вольным ценам и провоз полутора пудов хлеба частным путём в течение пяти недель — с 24 августа по 1 октября 1918. Разрешением на провоз полутора пудов воспользовалось 70 % населения Петрограда, закупив или обменяв на вещи 1 043 500 пудов хлеба
Всего за 1918 год было заготовлено 73 628 тыс. пудов хлеба (43 995) крупы (4347) и зернофуража (25 628) — из них 10 533 тыс. пудов было заготовлено до мая 1918 — в том числе 7205 тыс. пудов хлеба и 132 тыс. пудов крупы. Тем не менее выполняемость заготовительных планов была крайне низкой.
Вновь продразвёрстка была введена большевиками в период
Гражданской войны 11 января 1919 года. Декретом СНК она
вводилась на всей территории России. Реально же
продразвёрстка осуществлялась поначалу только в
центральных губерниях, контролируемых большевиками.
Тем не менее объём хлебозаготовок резко возрос. Если с
августа 1918 по август 1919 было заготовлено 1767780 тонн хлеба, то за тот же период 1919/1920 гг. − 3480200 тонн, а за 1920/1921 гг.
−
6011730 тонн.
Сбор продуктов осуществляли органы Наркомпрода, продотряды при активной помощи местных Советов. Вначале продразвёрстка распространялась на хлеб и зернофураж. В заготовительную кампанию (1919—20) она охватила также картофель, мясо, а к концу 1920 — почти все сельхозпродукты.
Продразвёрстка позволила большевикам решить жизненно важную проблему снабжения продовольствием Красной Армии и городского пролетариата. Она спасла от голодной смерти миллионы рабочих и служащих. Но она была мерой чрезвычайной, и вскоре после окончания войны
21 марта 1921 года была заменена продовольственным налогом.