6 июля 1957 года в Ленинграде был выпущен первый
в СССР транзисторный
радиоприёмник "Фестиваль".
Вообще история радио началась еще в конце XIX века, когда в 1887 году немецкий физик Генрих Герц построил искровой передатчик радиоволн (радиопередатчик) с катушкой Румкорфа и полуволновой дипольной передающей антенной (первый в мире радиопередатчик радиоволн) и искровой приёмник радиоволн (первый в мире радиоприёмник), осуществил первую в мире радиопередачу и радиоприём радиоволн, доказал существование радиоволн, предсказанное Максвеллом и Фарадеем и изучил некоторые основные свойства радиоволн (прохождение, поглощение, отражение, преломление, интерференция, стоячая волна и др.).
Датой же рождения радиоприёма считается 7 мая 1895 года, когда А.С.Попов продемонстрировал первый в мире радиоприёмник (грозоотметчик) на заседании Русского физико-химического общества.
В 1899 году была построена первая линия связи, протяжённостью 45 км, которая соединяла остров Гогланд и город Котка. В период первой мировой войны
начинают применяться электронные лампы и получает развитие приёмник прямого усиления.
В 1918 году в США и во Франции одновременно был предложен принцип супергетеродинного приёмника. Из-за низкого качества электронных ламп, супергетеродинный принцип приёма не мог быть качественно реализован, так лампы работали плохо как на высоких, так и низких частотах.
В 1929-1930 годах с появлением радиоламп с экранной сеткой (тетродов и пентодов) супергетеродинный приёмник становиться основным типом.
В СССР первые ламповые радиоприёмники появились в 1930-х годах двадцатого века – например, радиоприемник "4ПР-3" (1937), "5НР-3" (1937), "6Н-1" (1938-1941), "9Н-4" (1937) и др.
В СССР идея бестрансформаторного питания бытовых радиоприемников реализована в двух моделях. Первая, пятиламповый "Рекорд", была разработана в КБ Александровского радиозавода уже в 1944 году. Серийный выпуск вместе с модифицированным вариантом "Рекорд-46" продолжился по 1951 год. Второй радиоприемник, семиламповый "Москвич", был разработан в ОГК Московского завода ЗИО (ныне ОАО "Темп") и серийно выпускался в 1946-47 гг. Но эти приёмники не отвечали народным требованиям по цене и сложности, вместе с тем, их конструктивные особенности оказали определенное влияние на будущий массовый приемник.
Техническое задание на разработку массового народного радиоприемника было выдано ОГК завода ЗИО в начале 1947 года. По существующей тогда практике, руководство Министерства промышленности средств связи (МПСС) заказывало
Торгово-промышленной Палате образцы зарубежной радиотехники, которые в директивном порядке направлялись на предприятия 2-го Главного Управления МПСС, ответственного за выпуск бытовой радиоаппаратуры. На предприятиях проводилась реконструктивная адаптация полученного образца по состоянию элементной базы (иногда она носила достаточно глубокий характер) и после комиссионного рассмотрения опытного изделия в Институте радиовещательного приема и акустики в Ленинграде, он рекомендовался (или нет) для серийного производства.
Однако установить рекомендованный зарубежный образец для "Москвича-В"
исследователям так и не удалось – Скорее всего, это была чисто
отечественная разработка, выполненная по американским мотивам.
Уже в 1949 году было выпущено 71 122 шт. народного радиоприемника, а в 1950 году
– 240 417 шт., и он занял первое место по тиражности среди всех ламповых радиоприемников СССР. Максимальный выпуск был в 1954 году
– 445040 шт., а всего по 1957 год, когда массовое производство было прекращено, было изготовлено 2 019 740 штук этого радиоприемника.
"Москвич" – так именовался приемник в торговле (индекс "В" использовался только в специальной литературе) сразу стал пользоваться необыкновенной популярностью.
Этот первый советский ламповый радиоприемник, который можно было, начиная с 1952 года, приобрести без очереди в свободной продаже. Его плановая заводская себестоимость составляла 172 рубля, а в торговле в зависимости от географии покупки от 180 до 210 руб. В 1959 году его уценили до 80 руб. Такой радиоприемник могли приобрести все, самая низкая заработная плата у уборщицы в школе и санитарки в больнице равнялась тремстам рублям.
По электрическим качествам "Москвич-В" был удовлетворительным. Он имел диапазоны средних и длинных волн, чувствительность порядка 300 мкВ. Конечно, полоса пропускания по НЧ находилась в пределах 200
– 3 000 Гц, что позволяло хорошо слушать только речь.
Первый же советский портативный радиоприемник появился значительно позже – в 1961 году. Тому было две причины
– изобретение полупроводников-транзисторов, вследствие чего габариты и энергопотребление радиоприёмников удалось уменьшить до портативных размеров. Второй причиной появления портативных приёмников стала либерализация общественной жизни,
ведь
с началом Великой Отечественной войны владение радиоприёмниками частным лицам было запрещено,
а за короткий послевоенный период насытить потребительский рынок
радиоприёмниками промышленность и торговля не успели. Поэтому в первые
послевоенные годы практически единственным электронным средством массовой
информации были проводные радиоточки. До 1961 года стационарные радиоприёмники нужно было
регистрировать в
ближайшем почтовом отделении и платить абонентскую плату – 36 рублей в год
(старыми) за ламповый приёмник и 12 рублей в год – за детекторный.
При выявлении незарегистрированного в установленные сроки радиоприемника, с его владельца взыскивался штраф в размере 50 рублей. Если же радиоприемник приходил в негодное состояние, был передан в пользование другому лицу или продан, владелец его должен был снять с учета радиоустановку, подав письменное заявление в то предприятие связи, где этот радиоприемник был зарегистрирован.
на портативные же приёмники эти правила не распространялись.
Итак, первый портативный транзисторный радиоприемник был назван "Фестиваль" в честь
проходившего в 1957 году в Москве Фестиваля Молодёжи и студентов.
Этот приёмник был собран по супергетеродинной схеме на девяти плоскостных транзисторах и был предназначен для приема передач радиовещательных станций, работающих в диапазоне средних волн (187,5 – 577 м).
Питание приёмника осуществлялось от одной батареи карманного фонаря типа КБС-Л-0,5
– так называемой "квадратной батарейки".
Продолжительность работы без замены батареи составляла 25 часов.
Приемник был заключен в футляр, оформленный в виде книжки размером 174 × 122 × 45 мм. Вес приемника составлял 800 граммов.
Правда,
этот приёмник часто путают с другим "Фестивалем" – он тоже появился в Ленинграде
и тоже в 1957 году, но весил он 24,5 килограмма и не имел источников
автономного питания. Даже пульт к нему, снабжённый 6-метровым кабелем, весил
1,75 кг. Портативность же приёмника заключалась в наличие в комплекте
специального футляра-чемоданчика, наподобие того, что был у швейной машинки
"Подольск". В этом футляре приёмник можно было при большом желании принести с
собой на вечеринку к друзьям. Разработан он был на заводе № 794 Министерства авиационной промышленности совместно с Институтом радиовещательного приёма и акустики (ИРПА) им А.С.Попова. Опытная партия тогда еще под названием «Ленинград» была изготовлена на заводе № 794 в 1957 году. Серийный
же выпуск его начался на Рижском радиозаводе, тоже носившем имя Попова, но
относившемся к Латвийскому Совнпрхозу.
Там его название стали писать по-латышски –
Festivals. Нажатием клавиш на вышеупомянутом
проводном пульте можно управлять всеми функциями радиоприёмника: регулировать громкость, переключать диапазоны, производить настройку и др.
В процессе производства в приёмнике применялись различные блоки ЧМ, ВЧ громкоговоритель располагался на фронтальной панели справа или под НЧ
громкоговорителем. Футляр имел оттенков – от тёмно-красного до светло-жёлтого.
Цена модели с 1961 года составляла 276 рублей новыми.
Чтобы устранить путаницу между двумя "Фестивалями", с 1958 года маленький
"Фестиваль" переименовали в "Воронеж", так как производство было передано на
Воронежский радиозавод.
С конца 1950-х – начала 1960-х годов начинается выпуск
транзисторных радиоприёмников, значительно выигрывавших в размерах по сравнению с ламповыми. С
середины 1970-х годов начинается
широкое применение в приемниках
интегральных микросхем.
В настоящее же время радиоприёмники
развиваются методом большой
интеграции узлов структурной
схемы и широкого применения
цифровой обработки сигналов,
принятых на фоне помех.
Самым холодным за всю
историю метеонаблюдений этот день был в 1894году, когда средняя дневная температура в Москве
составила +5,5 градуса Цельсия, а самым тёплым – в 1938
году. В тот день
температура поднялась до +36,2 градуса.