4 июня 1922 года в
издательстве «Рабочая газета» вышел первый номер
еженедельного иллюстрированного приложения к газете
«Рабочий», которое с тринадцатого номера
стало журналом под называнием «Крокодил».
Инициатором создания журнала и
его первым редактором стал
старый большевик Константин
Степанович Еремеев, который в
1918 - 1919 годах был начальником
кремлевской охраны.
В первом номере журнала в
программном стихотворении
Демьяна Бедного «Красный
Крокодил - смелый из смелых -
против крокодилов черных и
белых» четко была сформулирована
задача издания: «Добираться до всякой
гнилости и ворошить гниль без
всякой милости, чтоб нэповская
муть не цвела и не гнила. Вот
какова задача Красного
Крокодила!»
Одним из первых, на кого стал
охотиться Красный Крокодил, стал
Л.Б.Каменев. Во втором номере
журнала на председателя
Моссовета была помещена злобная
карикатура.
Внимание сатириков «Крокодила»
устремлялось также на недостатки
хозяйственной жизни страны. Он
бичевал империалистов,
иностранных шпионов, вредителей,
бракоделов, тунеядцев,
недобросовестных работников
сферы услуг и вообще всех, кто
тормозил строительство
социализма.
Журнал благополучно пережил
множество прочно забытых
журналов-коллег, был свидетелем нэпа,
индустриализации,
коллективизации, поднятой целины
и прочих событий и потрясений в
истории нашей страны. Кроме
того, это еще и одно из
немногочисленных советских
печатных изданий, переживших
такие потрясения как перестройка
и либеральные реформы.
Сначала это был еженедельник, а
с 1932 года «Крокодил» стал
выходить 3 раза в месяц. В 1972
году журнал награжден орденом
Трудового Красного Знамени. В
журнале печатались Владимир
Маяковский, Валентин Катаев,
Михаил Кольцов, Илья Ильф,
Евгений Петров и многие другие
известные советские писатели,
сотрудничали художники Дмитрий
Моор, Виктор Дени, Борис Ефимов,
Кукрыниксы.
В Москве был общесоюзный «Крокодил»
, в республиках,
союзных и автономных были свои
журналы - на Украине «Перець», в
Белоруссии «Вожык» (ежик), в
Литве «Шлуота» (метла), в
Грузии
«Нианги», что в переводе с
грузинского тоже значит
«Крокодил».
В середине 1980-х годов тираж
«Крокодила» составлял немыслимые
по сегодняшним временам 5 млн.
600 тыс. экземпляров.
В 1970-1980 годы в журнале
публиковались фельетоны В. Канаева, Р. Киреева, А.
Моралевича, С. Бодрова, Ю.
Борина, А. Ходанова, А. Вихрева;
юмористические рассказы С.
Комиссаренко, Б. Привалова, Л.
Наумова, Б. Ласкина, М.
Казовского, Е. Шатько и многих
других авторов. Карикатуры
рисовали Г. Огородников, Г.
Андрианов, Ю. Черепанов, С.
Спасский, Е. Ведерников, В.
Добровольский, Е. Гуров, И.
Сычев, В. Мочалов. Проводились
разнообразные конкурсы среди
читателей.
На журнальном логотипе крокодил
держал в лапах вилы, поэтому
главная рубрика журнала
называлась «Вилы в бок».
Согласно общепринятому мнению,
если в ней про кого-нибудь
писали, то этого несчастного
вышестоящая инстанция немедленно
снимала с должности. Но
поскольку заметки в этой рубрике
(их называли просто - вилами)
были маленькими и неинтересными
в принципе (например, о том, что
в каком-нибудь райцентре на
складе сгнила капуста), писать
их поручали молодым авторам. А
еще была рубрика «Нарочно не
придумаешь», в которую люди со
всей страны присылали смешные
вещи.
Другие рубрики «Крокодила» (на
период середины 1980-х годов)
назывались: «Ба, знакомые все
лица!», «Крокодильский веселый
кроссворд» (КВК), «Улыбки разный
широты», «Под углом 40
градусов», «Какой я Хозяин?»,
«Крокодил помог», «Читатель
взволнован», «Мимоходом».
В дополнение к журналу
издавалась серия карманного
формата «Библиотека Крокодила»,
в которой публиковались сборники
отдельных авторов. Эти книжечки
выходили 24 раза в год, тиражом
75 тыс. экземпляров. Другая
серия называлась «Мастера
советской карикатуры» и выходила
в издательстве «Советский
художник».
С 1992 года журнал стал выходить
один раз в месяц, его тираж
резко снизился и упал до 50
тысяч экз. к концу 1990-х годов.
В 2000 году была сделана попытка
радикально модифицировать
журнал, сменив формат на А4,
бумагу на глянец, периодичность
с ежемесячной на еженедельную. Но в результате получилось
иллюстрированное издание,
состоящее в основном из рекламы,
и вернуть интерес широкой
публики к журналу уже не
удалось.
В 2001 году была
сделана вторая попытка
возрождения журнала, теперь уже
в прежнем формате - появился
журнал «Новый Крокодил», главным
художником которого был
проработавший долгие годы в
советском «Крокодиле» Владимир
Мочалов. К сожалению, летом 2004
году журнал также прекратил свое
существование. Наконец в
сентябре 2005 года вышла третья
версия модифицированного
постсоветского «Крокодила» под
редакцией Сергея Мостовщикова.
Однако сегодня журнал не смог
завоевать прежней известности.
Самым холодным за всю
историю метеонаблюдений этот день был в 1941
году, когда средняя дневная температура в Москве
составила +3 градуса Цельсия, а самым тёплым – в
1897
году. В тот день
температура поднялась до +27,9 градусов.