, и позднее, после подведения итогов Курской битвы, стало ясно, что для эффективной борьбы с новыми бронетанковыми средствами противника необходимо более мощное танковое орудие, чем даже новая 85-мм танковая пушка Д-5. На требование наркома танковой промышленности В.А. Малышева сделать технику врага на поле боя неполноценной, главный конструктор КБ завода №9 НКВ Ф.Ф. Петров предложил установить ствол пушки А-19 в тяжелый танк с применением укороченной люльки в форме цилиндрической направляющей обоймы, противооткатных устройств и подъемного механизма отработанных при создании 85-мм пушек Д-5Т и Д-5С.
Дополнительным основанием для предложения КБ завода №9 являлся опыт, наработанный при выполнении постановления ГКО №3187сс «О мероприятиях по усилению противотанковой обороны» от 15 апреля 1943 года. Тогда артиллерийские конструкторы разработали и изготовили опытный образец тяжелого противотанкового орудия «122-мм пушка Д-2 (А-19 облегченная)». Д-2 отличалась от 122-мм корпусной пушки А-19 образца 1931/37 года тем, что имела лафет 122-мм дивизионной гаубицы М-30 образца 1938 года и, следовательно, значительно сниженный боевой вес, а также малую длину и силу отката. Пушка имела литой Т-образный дульный тормоз (считалось, что такая форма дульного тормоза значительно уменьшит демаскирующий эффект при выстреле за счет направления тормозящих струй газов параллельно земле).
Пушка Д-2 удовлетворительно прошла заводские испытания, была рекомендована для принятия на вооружение, но всё же отклонена комиссией НКО из-за наличия дульного тормоза, дававшего при мощном заряде «большой демаскирующий эффект, превышающий таковой у всех известных артсистем».
Предложение Петрова было горячо поддержано заместителем наркома танковой промышленности Ж.Я. Котиным, совмещавшего при этом должности директора и главного конструктора Опытного танкомоторного завода №100 НКПТ, где в это время полным ходом шли испытания танка ИС-85.
10 августа 1943 года Ж.Я. Котин послал на завод №9 официальное письмо с просьбой
рассмотреть возможность установки в башню танка ИС 122-мм орудия А-19. Поскольку 122-мм танковая пушка имела очень много общих узлов с серийной 85-мм Д-5 и отличалась от нее главным образом стволом и казенной частью, а башню танка переконструировать не требовалось, эскизный проект компоновки 122-мм орудия в башне танка ИС был выполнен всего за 10 дней.
Несмотря на то, что военные продолжали резко протестовать против принятия на вооружение танкового орудия с дульным тормозом, В.А. Малышев поддержал проект нового танка с 122-мм пушкой, получившего обозначение ИС-122 («Объект 240») и, заручившись поддержкой Д.Ф. Устинова, доложил И.В. Сталину о его преимуществах.
Вождь счел приведённые доводы разумными и постановлением ГКО №4479сс от 31 октября 1943 года, ешё до создания опытного образца танк ИС-122 был принят на вооружение Красной Армии. Этим же постановлением НКВ и заводу №9 предписывалось к 11 ноября 1943 года изготовить и предъявить на испытания стрельбой опытный образец 122-мм танковой пушки («А-19 танковая») с поршневым ручным затвором, а к 1 января 1944 года начать валовый выпуск этого орудия, оснащенного горизонтальным клиновым затвором с полуавтоматикой механического типа. Техуправление ГБТУ и завод №100 к 27 ноября 1943 года должны были изготовить и испытать опытный образец ИС-122 и тогда же начать серийный выпуск этого танка.
Первый образец пушки «А-19 танковая» (А-19Т, она же «Д-2 танковая» или Д-2-5Т) с поршневым затвором и начальной скоростью снаряда 781 м/с изготовили 12 ноября — в исключительно
удачную люльку 85-мм танковой пушки Д-5Т установили несколько укороченный ствол опытной пушки Д-2, снятый с лафета М-30, с дополнительной обточкой его направляющей части до диаметра люльки. Чтобы уменьшить нагрузку на танк при выстреле (дульная энергия 122-мм пушки более чем в 2 раза превышала дульную энергию 85-мм пушки), с орудия Д-2 позаимствовали и дульный тормоз.
Государственные испытания опытного танка ИС-122 (ведущий конструктор Н.Ф. Шашмурин), являвшегося по сути эталонным ИС-85 с установленным на него орудием Д-2-5Т, прошли быстро и в общем успешно, если не считать случая, когда во время первого же выстрела, Т-образный дульный тормоз пушки разорвало и, согласно широко распространенному мифу, разлетевшимися осколками едва не задело К.Е. Ворошилова, присутствовавшего при этой стрельбе. В отношении двигателя, трансмиссии, ходовой части и остального оборудования танк ИС-122 не отличался от танка ИС-85. Их скорости движения, запасы хода и способность преодолевать препятствия остались практически одинаковы (для ИС-122 некоторые из этих показателей сохранялись только при условии разворота башни орудием на корму).